Суббота, 27.04.2024, 15:16

МБОУ "СОШ с. Невежкино"

Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Баннеры
министерство просвещения
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Функциональная грамотность

  • Опрос среди родителей (законных представителей) обучающихся 2-8 классов в неперсонифицированном опросе по вопросу важности формирования функциональной (читательской) грамотности до 25 февраля 2022 года. Материалы  доступны по ссылке https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSetnxqHS8wwzcoarBcBMk7iRuUk9jMhW0hLUtIK7ejlLv9RMg/viewform

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
    PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.
    В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (перейти). Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ):
— в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);— инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;

— участники исследования выполняют задания на компьютере;

— все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;

— исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Федеральный уровень

  • Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) (смотреть)
  • Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями) (смотреть)
  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО» (смотреть)
  • Письмо Министерства Просвещения РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» (смотреть)
  • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями) (смотреть)
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» (смотреть)
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» (смотреть)
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» (смотреть)

Региональный уровень

  • Приказ Министерства образования Саратовской области от 16.07.2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования» (смотреть)
  • Приказ Министерства образования Саратовской области от 21.09.2021 г. №1611 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2021/2022 учебный год» (смотреть

Муниципальный уровень

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

 Банк заданий по функциональной грамотности

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

 Глобальные компетенции

Финансовая грамотность

Креативное мышление

Открытые задания PISA:    

 : Электронный банк заданий по ФГ.

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction

:Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ

Лаборатория функциональной грамотности:https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)

 

Предлагаем материалы для учащихся, педагогов родителей по формированию и оценке функциональной грамотности:

Компетенции 4К — формирование и оценка на уроке 

Примеры открытых заданий PISA

Сборник информационных и методических материалов для педагогов  

Уроки формирования функциональной грамотности (по ФГОС общего образования)

Что значит Быть грамотным - методические рекомендации для детей и родителей 

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности 

                                                                                Лаборатория функциональной грамотности


Вчерашние школьники порой не знают, как применять предметные знания в жизни. Школа не учила их решать непростые жизненные задачи и мыслить творчески. Как помочь ребятам обрести грамотность другого уровня? Ведущий методист Отдела методической поддержки учителей и образовательных организаций издательства «Просвещение» Галина Крюкова рассказала, чем отличается функциональная грамотность от предметных знаний, и как начать развивать ее на любом уроке.Подробнее...